Ассоциация европейских исследований

Проект Жана Монне
«Подготовка университетских преподавателей»

24-28 июня в Москве прошли учебно-практические курсы «Европейский союз: тренинг для преподавателей»

Мероприятие было организовано Ассоциацией европейских исследований в сотрудничестве с Институтом Европы РАН и Российским советом по международным делам при финансовой поддержке программы Европейского союза Жан Монне (Erasmus+), проект 599679-EPP-1-2018-1-RU-EPPJMO-PROJECT. Курсы проводились для повышения качества образовательной деятельности и исследований в области европейской интеграции, внедрения интерактивных методик обучения. Основной целевой аудиторией были молодые преподаватели и аспиранты, ведущие в российских университетах курсы, связанные с ЕС. В работе курсов приняли участие около 40 специалистов со всей России, в том числе из университетов и институтов Москвы, Барнаула, Белгорода, Иркутска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Перми, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Саратова, Тамбова, Томска и Тюмени.

Программа курсов включала лекции, мастер-классы и интерактивные занятия под руководством ведущих специалистов в области изучения европейской интеграции. Участниками курсов были подготовлены три групповых проекта.

Заведующий Кафедрой интеграционных процессов МГИМО МИД России; ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Н.Ю. Кавешников прочитал лекции «Современное состояние и перспективы развития Европейского союза» и «Институты ЕС и принятие решений в ЕС». В ходе этих занятий участники углубили свои знания о деятельности различных институтов Евросоюза и процессе принятия решений в ЕС. Также Н.Ю. Кавешников организовал ролевую игру «Создание системы торговли квотами на выбросы парниковых газов в ЕС» и познакомил участников с основными методиками разработки ролевых игр.

Доцент МГИМО МИД России, с.н.с. Института Европы РАН А.Н. Цибулина рассказала участникам о функционировании основополагающего интеграционного проекта Евросоюза в рамках лекции «Единый внутренний рынок (ЕВР) ЕС: история и достижения». В ходе практикума «Результаты функционирования ЕВР» и «Оценка эффективности функционирование ЕВР».

Программный менеджер РСМД Е.С. Чимирис в своей лекции выделила наиболее полезные приёмы интерактивного обучения, которые участники могли бы использовать в дальнейшей работе. Её лекция «Разработка образовательных программ и применение исследовательских методик в образовательном процессе» содержала обзор передовых достижений в сфере обучения общественным наукам.

Руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН и доцент факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Л.О. Бабынина в лекции «Брекзит: причины и последствия» представила комплексный анализ этого актуального процесса. Также Л.О. Бабынина провела с участниками курсов симуляцию «Переговоры Соединенного Королевства и Европейского союза о выходе страны из состава ЕС». В процессе игры участники сымитировали переговорный процесс, что позволило глубже поняли интересы и позицию каждой из сторон.

В лекции «Миграционный кризис в ЕС: можно ли спасти Шенген?» с.н.с. Института Европы РАН Л.С. Биссон рассмотрела наиболее острые вопросы, связанные с потоками беженцев и мигрантов в Евросоюз. Особое внимание лектор уделила механизму согласования интересов стран ЕС в ходе урегулирования отдельных аспектов миграционного кризиса.

Заведующий Отделом европейской безопасности Института Европы РАН, профессор МГИМО МИД России Д.А. Данилов рассказал о концепции стратегической автономии ЕС в области оборонной политики в лекции «ЕС как актор в сфере безопасности и развитие его отношений с Россией». В ходе практикума «Анализ внешнеполитических документов. Методы политического комментария, ситуационного и сценарного анализа» Д.А. Данилов представил различные методики анализа официальных и неофициальных источников на примере различных документов Евросоюза. Также для отработки практических навыков использования сценарного анализа для целей обучения студентов был организован короткий сценарный анализ перспектив развития отношений между Россией и ЕС.

Кроме того, д.п.н., профессор РАН, заведующий Лабораторий социальной и экономической психологии Института психологии РАН Т.А. Нестик провёл тренинг командообразования. В рамках тренинга участники курсов опробовали различные образовательные форматы и провели форсайт анализ отношений Россия-ЕС,.

Участники курсов в составе рабочих групп подготовили три групповых проекта: методики интерактивных занятий по темам популистские настроения в ЕС, миграционный кризис, избрание председателя Европейской комиссии после выборов в Европейский парламент. Рабочие группы вели работу под научным руководством кураторов: доцента МГУ им. М.В. Ломоносова Е.В. Романовой, заместителя руководителя Центра германских исследований Института Европы РАН Е.П. Тимошенковой, заведующего Сектором стратегических оценок Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН С.В. Уткина.

Курсы позволили:

  1. дать участникам углублённые знания по вопросам развития ЕС и отдельным аспектам его функционирования;
  2. познакомить участников с интерактивными техниками преподавания;
  3. сформировать навыки самостоятельной разработки интерактивных форм обучения и использования их в образовательном процессе.

Все участники курсов получили в подарок учебник «Европейская интеграция».