Ассоциация европейских исследований

Практикумы и ролевые игры, подготовленные участниками учебно-практических курсов АЕВИС

Политические группы Европейского парламента: политическая идентичность и согласование интересов (на примере сельского хозяйства)

Аннотация. В настоящем проекте практического семинарского занятия рассматривается проблема политико-идеологической идентичности политических групп Европейского парламента в составе Комитета по сельскому хозяйству и развитию сельских районов как одному из важнейших направлений регулятивной деятельности ЕС. Релевантность проблемы обусловлена спецификой конструирования идентичности групп в процессе обсуждения Предложения Европейской комиссии в Комитетах Европейского парламента, включающем процедуру согласования мнений представителей европейских партий в группе и обмен Позициями между Комитетами. Структура занятия предполагает использование интерактивных методик обучения – деловую игру и обратную связь, продолжительность – 3 часа (сдвоенная пара). Предполагается, что студенты овладеют навыками переговорного процесса, институционального анализа и общепрофессиональными компетенциями.

Группа разработчиков:

Куратор – к.полит.н. Осколков П.В, Институт Европы РАН

Члены группы:

Каргашина Кристина – Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Лисенкова Алена – Санкт-Петербургский государственный университет
Менщикова Юлия – Национальный исследовательский Томский государственный университе
Серова Екатерина – Петрозаводский государственный университет
Скрипка Иван – Институт Европы РАН

Материалы для скачивания

* * *

Перспективы вступления стран Западных Балкан в ЕС

Аннотация. Занятие по теме «Перспективы вступления стран Западных Балкан в ЕС» рассчитано на бакалавров старших курсов и/или студентов магистратуры по направлениям подготовка «Политология», «Международные отношения», «Регионоведение».

Легенда занятия заключается в том, что в условиях имиджевого кризиса руководство ЕС решает принять в ЕС одну из стран региона Западных Балкан и для этого организует мониторинг процесса подготовки к вступлению.

Цель занятия заключается в том, чтобы через моделирование работы Департамента по делам стран региона Западных Балкан Директората по вопросам соседства и расширения Европейской комиссии дать студентам представление о критериях вступления стран в Европейский союз, а также сформировать у студентов представление о перспективах вступления стран региона Западных Балкан в Европейский союз.

В ходе работы задействуются следующие методы: анализ политического документа, кейс-стади, SWOT-анализ, круглый стол.

Группа разработчиков:

Куратор – к.э.н. Сергеев Е.А., МГИМО МИД России

Члены группы:

Бобров Артемий – ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Булдакова Дарья – ИНИОН РАН
Денисенко Кристина – МГУ им. М.В. Ломоносова
Ражев Александр – Челябинский государственный университет
Халафян Рустам – Уральский государственный юридический университет

Материалы для скачивания

Документы к проекту

* * *

Армения: в поисках модели совместимой интеграции с ЕС и ЕАЭС

Аннотация. Данное занятие проводится в формате ролевой игры и рассчитано на 3 часа (без учета самостоятельной подготовительной работы) для студентов следующих направлений: “международные отношения”, “зарубежное регионоведение”, “политология”, “история”, “экономика”, “международное право. Игра представляет из себя моделирование мультилатерального и многоэтапного переговорного процесса, в котором задействованы следующие стороны: ЕС, Россия, Армения, ЕАЭС.

Легенда. Игра отсылает участников к событиям 2013 года, когда перед Арменией стояла задача сохранения эклектичной внешней политики, предполагающей развитие тесных связей с ЕС с одной стороны, и Россией и ЕАЭС - с другой. Учитывая динамику геополитических изменений, Россия и ЕС были заинтересованы в привлечении Армении к взаимодействию, партнерству и сотрудничеству каждый на своей стороне. Ход и итог игры не детерминированы исторически сложившимися событиями.

Цель: сформировать понимание особенностей взаимодействия ЕС с партнерами по проекту “Восточное партнерство” на примере Армении в контексте ее отношений с Россией и ЕАЭС.

Группа разработчиков:

Куратор – к.полит.н. Шишкина О.В., МГИМО МИД России

Члены группы:

Будакова Александра – ИМОМИ ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Габриелян Акоп – Российско-Армянский университет, Ереван
Каминченко Дмитрий – ИМОМИ ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Мокрушина Надежда – Пермский государственный национальный исследовательский университет
Невская Анастасия – ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Шоджонов Имомидин – ИМОМИ ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Материалы для скачивания

* * *

Выборы в Европейский парламент 2019: результаты, последствия, вызовы

Структура занятия предполагает такие интерактивные методики обучения как мозговой штурм (brainstorming), ролевая игра, сценарное прогнозирование. Занятие включает анализ комплексной ситуации, сложившейся после выборов в Европейский парламент, которая затрагивает вопросы эффективности работы консенсусного принципа институтов ЕС, вопросы политического курса ЕС (миграция, социальная политика, регионализм, сепаратизм и пр.), а также вопросы переговорного процесса внутри ЕС.

Группа разработчиков:

Куратор – к.и.н. Тимошенкова Екатерина Петровна, Институт Европы РАН

Члены группы:

Акопян Анаит — Южный федеральный университет,
Алёшин Александр — ИМЭМО РАН,
Аликин Артём — НИУ Высшая школа экономики,
Афоньшина Александра — Нижегородский государственный университет,
Белкина Полина — Томский государственный университет,
Грабевник Михаил — Пермский государственный университет,
Муслимова Екатерина — Тюменский государственный университет,
Печищева Людмила — Российский государственный гуманитарный университет,
Покровская Дарья — Тамбовский государственный университет,
Тасалов Кирилл — МГУ им. М.В. Ломоносова

Материалы для скачивания

* * *

Методы критического анализа политического дискурса на примере исследования феномена популизма в странах ЕС и евроатлантическом пространстве

В ходе занятия используются методики составления карты ключевых понятий методом «Облако ассоциаций» и методом разработки ментальной карты (“Mind Map”), дискурс-анализ на примере аудиовизуального источника, блиц-анализ политического документа

Группа разработчиков:

Куратор – к.э.н. Романова Екатерина Владимировна, Географический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

Члены группы:

Александра Тюленева — Пермский государственный университет,
Александр Пивоваренко — Институт славяноведения РАН,
Алексей Чихачев — Санкт-Петербургский государственный университет,
Алихаджиева Анна — Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина,
Максим Сигачев — ИМЭМО РАН,
Маргарита Гетман — Томский государственный университет,
Надежда Чугунова — Иркутский государственный университет,
Роман Файншмидт — Российская академия народного хозяйства и государственной службы

Материалы для скачивания

* * *

Ролевая игра «Европейский совет перед вызовом миграционного кризиса»

Цель игры – предложить оптимальное решение миграционного кризиса в Европе.

Легенда. 2024 год. Очередная гражданская война на территории Сирии вызвала новую волну беженцев, которая достигает границ ЕС. За первый квартал в ЕС въехало 550 тыс. беженцев. Президент Турции Эрдоган разорвал соглашение 2016 г. с Европейским союзом по беженцам. Страны Северной Африки и Турции выходят из соглашений о реадмиссии. Способность стран южной Европы рассматривать прошения о статусе беженцев катастрофически снизилось. В Европе наблюдается кризис солидарности в преддверии нового электорального цикла. Главы государств-членов ЕС собираются на срочном заседании Европейского совета для выработки решения по выходу из кризиса.

Группа разработчиков:

Куратор – к.полит.н. Уткин Сергей Валентинович, ИМЭМО РАН

Члены группы:

Алексей Доманов — Институт Европы РАН,
Дарья Митюрёва — Тюменский государственный университет,
Александрос Пасенов — Белгородский государственный университет,
Анастасия Погорельская — Томский государственный университет,
Георгий Кутырев — НИУ Высшая школа экономики,
Никита Самойлов — Алтайский государственный университет,
Ирина Стрельникова — Государственный университет управления,
Мария Хорольская — ИМЭМО РАН,
Сергей Шеин — НИУ Высшая школа экономики

Материалы для скачивания

* * *